Газета выходит с октября 1917 года Tuesday 12 ноября 2019

Каждый авиапассажир может оказаться обладателем двойного билета

Можно ли застраховаться от овербукинга и на кого он не подействует?

Вокруг законопроекта об овербукинге, разработанного Минтрансом, не утихают споры. И хотя в Госдуму он еще не поступал, все идет к тому, что уже со второго квартала 2016 года российским авиакомпаниям могут разрешить продавать двойные билеты. То есть билетов на рейс станут продавать больше, чем мест в самолете. Это и предусматривает законопроект об овербукинге (в переводе с английского — «сверхбронирование»), разработанный Мин­трансом.

Документ был размещен для публичного обсуждения на сайте regulation.gov.ru. О результатах обсуждения, которое завершилось в прошлом месяце, ведомство умалчивает. Но если Госдума закон примет, то уже в будущем году пассажиров, которые вовремя зарегистрировались на рейс, могут не посадить в самолет, а предложить подо­ждать следующего рейса в том же направлении.

«Аэрофлот» — за, «Трансаэро» — против

При этом, как сказано в проекте закона, авиакомпания обязана предложить пассажиру денежную компенсацию. Если пассажир согласен полететь следующим рейсом, ему поменяют билет и выплатят компенсацию, если нет — он получит компенсацию плюс сумму стоимости авиабилета.

Минтранс предлагает привязать объем выплаты при сверхбронировании к количеству времени, которое пассажиру придется провести в ожидании следующего рейса. Если ожидание продлилось от 2 до 6 часов, размер компенсации составит 12 тысяч рублей; от 6 до 12 часов — 18 тыс. руб. Если же пришлось провести в аэропорту от 12 до 24 часов, выплата составит 21 тыс. руб. За сутки ожидания пассажир получит 28 тыс. руб.

Одним из инициаторов введения овербукинга на российских авиалиниях стал «Аэрофлот». В петербургском представительстве компании пояснили, что, как правило, 10 — 15% пассажиров опаздывают или вообще не являются на рейс. Поэтому компания несет убытки. А овербукинг позволил бы избежать этого, да еще и увеличить доход. Взамен компания готова предложить «лишним» пассажирам «пересесть на следующем рейсе в бизнес-класс, начислить бонусные мили в двойном объеме или сделать скидку на следующий перелет».

В то же время другой крупный россий­ский воздушный перевозчик — «Трансаэро» — выступил против легализации овербукинга. Пресс-служба этой компании распространила документ, в котором, в частности, сказано: «Мы считаем, что практика овербукинга несправедлива по отношению к пассажирам, которые, имея на руках законно приобретенный билет, полностью выполнили все правила и условия регистрации. Они имеют такое же право улететь в назначенное время, как и все остальные пассажиры рейса. Овербукинг может серьезно нарушить планы людей.

Это связано в первую очередь с обширной географией нашей страны и авиационной инфраструктурой, специфика которой заключается в наличии крайне малого количества маршрутов с высокой частотностью. При этом высокая частотность в России поддерживается, как правило, присутствием на направлении не одного, а нескольких перевозчиков. Нужно учитывать, что не между всеми авиакомпаниями в стране существуют договоры о передаче пассажиров для оперативного обеспечения их перевозкой на рейсе сторонней компании. Международный опыт свидетельствует, что пассажиры, столкнувшиеся с тем, что им предложили другой рейс, надолго сохраняют негативное отношение к перевозчику».

«Трансаэро» подчеркивает, что по некоторым направлениям, особенно в россий­ской глубинке, авиакомпании выполняют рейсы лишь раз в несколько дней. В этом случае «лишнему» пассажиру грозит провести в аэропорту в ожидании следующего рейса несколько суток.

Порой общаться с клиентами молодым сотрудницам авиакомпаний тяжело

По какому принципу будут отказывать?

— В законе необходимо прописать конкретный перечень направлений, на которые будет распространяться практика сверхбронирования, — считает Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России. — Это должны быть направления, на которых у авиакомпаний наивысшая частота перелетов, как минимум 2 — 3 раза в день. Именно такие правила существуют в других странах. В противном случае это будет головная боль для пассажиров. К примеру, вы летите с пересадкой, вам надо успеть на следующий самолет, а вам объявляют, что вы — «лишний». Хорошо, если вы сможете улететь уже через час. А если придется ждать дольше и вы опоздаете на пересадку в следующем аэропорту? Потом придется истребовать с компании деньги за неиспользованный билет в полном объеме через суд.

В то же время в том, чтобы овербукинг был легализован, есть смысл, так как, хотя подобная процедура у нас еще не узаконена, многие компании уже сейчас вовсю продают двойные билеты. И при этом возмущенные пассажиры получают классическую отговорку: мол, произошел сбой в электронной системе регистрации билетов. Разумеется, компенсации выплачиваются, но чтобы их получить, приходится изрядно помотать нервы, отмечает Анатолий Голов. 

Что делать, чтобы не попасть под овербукинг и не оказаться «лишним» пассажиром?

Эксперты советуют: зарегистрируйтесь онлайн как можно раньше (даже если у вас есть багаж, сдадите его на отдельной стойке). Если зарегистрироваться онлайн нет возможности, приезжайте в аэропорт к началу регистрации и пройдите ее в числе первых. Тогда точно улетите.

В законопроекте Минтранса не уточняется, по какому принципу компании будут отказывать пассажирам в посадке на самолет. И это явный пробел. В то же время многие европейские и американские компании перед рейсом просто объявляют, что всем места в самолете не хватает, и ищут добровольцев, которые хотят получить солидную компенсацию. Такие добровольцы почти всегда находятся. Так как улететь через час и при этом еще и получить деньги, если вы никуда не спешите, на самом деле выгодно.

— Не все пассажиры будут равны перед овербукингом, — считает юрист Санкт-Петербургского общества защиты прав потребителей Андрей Жилин. — Пассажиры, купившие билет в бизнес-класс, в этой ситуации имеют больше шансов улететь, так как компаниям выгоднее продавать дорогие билеты, а не дешевые. При дефиците мест на рейсе из нескольких «лишних» пассажиров перевозчик всегда найдет место для того, кто заплатил больше. У каждой авиакомпании есть свои внутренние правила на этот счет.

На форумах в Интернете вокруг овербукинга идут оживленные споры. Кто-то утверждает, что после его введения авиабилеты могут еще подорожать, другие, наоборот, считают, что тарифы снизятся.

— Если рассуждать логически, то возможность овербукинга позволит перевозчикам более эффективно управлять продажами, увеличить окупаемость перевозок, что должно привести к повышению доходности и снижению себестоимости перевозок, — отмечает экономист, преподаватель Петербургского отделения Высшей школы экономики Александр Кайсаров. — Согласно исследованиям западных экспертов, за счет овербукинга доходность компании может вырасти на 5 — 7%. Что соответственно приведет к снижению стоимости авиаперевозок и конечной цены на авиабилет. Однако это теория. Как будут обстоять дела на практике — увидим.

У льготников будет иммунитет?

Тем временем публичное обсуждение законопроекта об овербукинге все-таки дает свои результаты. Один из ведомственных сайтов, ссылаясь на источник в Мин­трансе, сообщил, что министерство намерено ввести иммунитет от последствий овербукинга для отдельных категорий льготников, которым нельзя отказывать в перевозке. Списки исключений пока еще согласовываются, но предположительно в них войдут следующие категории пассажиров:

— родители с маленькими детьми,

— беременные женщины,

— инвалиды первой и второй групп,

— пенсионеры,

— пассажиры, направляющиеся к месту лечения,

— граждане, летящие на похороны,

— пассажиры, следующие по единому билету, в котором предусмотрена пересадка.

Список предварительный, и возможны изменения. Пока законопроект не внесен на рассмотрение в Госдуму, есть время его детально проработать.

Разработчики также сообщают, что в законопроекте будет заложена норма, которая предполагает добровольное согласие пассажиров на перенос их вылета. А вот если добровольцев не найдется, тогда сработает список исключений, защищающий наиболее уязвимые категории пассажиров.

***

Минтранс предлагает привязать объем выплаты при сверхбронировании к количеству времени, которое пассажиру придется провести в ожидании следующего рейса. Если ожидание продлилось от 2 до 6 часов, размер компенсации составит 12 тысяч рублей; от 6 до 12 часов — 18 тыс. руб. Если же пришлось провести в аэропорту от 12 до 24 часов, выплата составит 21 тыс. руб. За сутки ожидания пассажир получит 28 тысяч рублей.

↑ Наверх